Голосуем за жизнь вместе!

Суицид. Это слово пугает и родителей, и педагогов. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы.

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 — 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание. 62% самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам.

Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют». Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Таким образом, психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Смерть представляется в виде желательного отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, а так же наказать обидчиков.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки. К особенностям личности, не позволяющим адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающим к суициду, часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

В среде подростков суицидальное поведение может стать подражательным Подростки копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, которые предлагает телевидение, массовая литература.

Суицид подростков имеет следующие черты: суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в семье, школе, группе. Это может быть двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

Конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий. А суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п. Часто суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику».

Суицидальное поведение подростков скорее регулируется порывом, аффектом. Не всегда в нем есть продуманность, взвешенность, точный расчет.

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются следующие: разговоры на темы самоубийства, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера; наличие опыта самоубийства в прошлом или примера самоубийств в близком окружении, максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное, неблагополучная семья, плохие отношения с близкими, потеря дорогого человека, общественное отвержение, тяжелое заболевание, депрессия, употребление психоактивных веществ и т.д.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с детьми, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу. Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Скачать статью