Преодоление детских страхов и формирование уверенности в себе

Преодоление детских страхов и формирование уверенности в себе на занятиях у психолога школы

Детские страхи – это очень серьезная проблема, как для родителей, так и для самих детей. Более того, в отличие от многих других детскихпроблем, когда с взрослением проблема уходит, в данном случае так утверждать нельзя. Растет ребенок и страхи, к сожалению, растут вместе с ним. Дети могут бояться несчастья, боли, наказания, животных, собственных фантазий.

В преодолении страхов ребенку поможет игра. Именно в ней ребенок дает выход своим эмоциям, учится управлять собой, следовать правилам, укрепляет уверенность в себе. Играя, дети сами изживают свои страхи.

Темой очередного открытого коррекционно-развивающегозанятия стало преодоление детских страхов и формирование уверенности в себе средствами игры.

Занятие состоялось 7 декабря 2016 года в кабинете психолога. Участниками занятия сталиученики2 класса.

Необходимо было решить следующиезадачи:

1.Способствовать формированию саморегуляции.

2.Упражнятьумение справляться с собой в ситуации, вызывающей беспокойство.

3.Повышать уверенность в себе.

4.Поддерживать позитивное отношение к своему «Я».

Оборудование включало в себя то, что касается морской темы: видеозапись моря, аудиозапись песни «Бескозырка белая», фуражка капитана, бескозырки для помощников, стакан с морской водой.

Оформление комнаты отражало морскую тематику. Бассейн, превращенный в море, украшали парусники и маленькие кораблики. На стене – корабельные флажки, плавающие рыбки, элементы корабля (якорь, штурвал), картины с морскими видами.

Дети сидели на импровизированных бочках.

Структура занятия соответствовала традиционной: вводная часть, основная, заключительная. Вводная часть была направлена на мобилизацию участников на работу. Она включала в себя приветствие, упражнения на снятие эмоционального напряжения.

Основная часть состояла из заданий, направленных на преодоление страхов, формирование уверенности в себе: игра «Зверь лохматый под кроватью», предметно-ролевая игра «Морская качка». Игры давали возможность отреагировать страхи, осознать свою силу и решимость. Похвала за одержанную победу закрепляла достигнутые результаты.В целях формирования саморегуляции и самоконтроля использовалось следующее: очередность, совместное проговаривание, одновременное выполнение движений, удерживание равновесия на «бочке», на покрывале. В игре «Есть, капитан!» отрабатывалось умение не только командовать, но и подчиняться.

Заключительная часть была направлена на подведение итогов, рефлексию. Кроме того, она включала в себя ритуал прощания.

Все этапы занятия были направлены на достижение главной цели. Использовались

различные приемы (методы) и формы работы, соответствующие возрасту и развитию учащихся.

Через игровую деятельность, отбор интересных заданий, смену видов деятельности, использование информационно-технического обеспечения достигалось стимулирование интереса к занятию.

Учащиеся были организованы, заинтересованы; эмоциональный настрой их можно отметить, как положительный.

Проведенное занятие является частью цикла занятий «Непоседливый ребенок».

При подготовке к занятию учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интеллектуальное развитие, состояниесоматического здоровья.

Занятие проводилось в игровой форме, использовался оптимальный темп деятельности и доступный материал.

Проведена большая предварительная работа: уточнялись движения детей во время проведения знакомых для них игр, словарный запас пополнялся морскими терминами, просматривались видеоролики о море, фотоиллюстрации парусников разных стран.

Благодаря игровой форме, удалось избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить положительный эмоциональный настрой.

Приложение

Конспект занятия:

Тема: Преодоление детских страхов и формирование уверенности в себе.

Задачи:

1.Способствовать формированию саморегуляции.

2.Упражнятьумение справляться с собой в ситуации, вызывающей беспокойство.

3.Повышать уверенность в себе

4.Поддерживать позитивное отношение к своему «Я».

Оборудование: компьютер, видеозапись моря, аудиозапись песни «Бескозырка белая», «бочки» вместо стульев, сеть с рыбками, штурвал, якорь, картины с видами моря, веревки, флажки, фуражка капитана, 4 бескозырки, покрывало, накидка для лохматого зверя, морская вода, 3 парусника, голубая ткань для изображения моря, 5 корабликов в подарок детям, буклеты «Игры для снятия страхов» для взрослых (12).

А. Вступительная часть.

Дети входят под песню«Бескозырка белая!», делая круг, садятся на свои места. «Бочки» расположены подковой, позади сидят помощники из старших классов в бескозырках (4).

1. Приветствие «Всем, всем добрый день!»

2. Упражнение «Улыбка».

— Улыбнулись друг другу, мне.

— Сегодня нам поможет девиз. Давайте его вспомним.

(Соблюдая очередность, дети говорят «раз, два, три, …», соединяя правые руки в центре круга, проговаривая в конце: «Все будет хорошо!»)

Б. Основная часть

1. Актуализация знаний о море.

— Кто из вас был на море? Какое оно?

— Здесь у меня морская вода. Пить не будем, попробуем на вкус.

(дети пробуют)

— Какая вода? (горько-соленая)

— Давайте посмотрим, как выглядит море.

3. Просмотр видеоролика «Море».

Комментарии: Смотрите, какие волны, а на них белая пена. Волны набегают на берег и шуршат по песку, откатываясь назад.

4. Игра «Море волнуется раз».

— Давайте поиграем в море.

(играют три раза; ведущий проверяет, все ли стоят, не шевелясь; кто зашевелился – становится водой)

— Садитесь на места.

— Вот по такому морю ходят корабли. Они бывают разные. Здесь вы видите парусники.

— А кто управляет кораблем?

— Капитан отдает команды, а матросы выполняют. В противном случае, корабль не сдвинется с места, а то и утонет. Давайте поиграем в капитана.

5. Игра «Есть, капитан!»

Один – капитан, остальные — матросы. Капитан отдает команды, а матросы выполняют. В случае невыполнения приказа, выходят из игры. После каждой команды матросы отвечают: «Есть, капитан!» Начинает взрослый, затем командует каждый из детей (2-3 команды). На капитана надевается фуражка капитана.

Команды: Драить палубу! Отбой! (ложатся на живот) Поднять паруса! (руки вверх) Убрать паруса! (руки вниз) Шлюпки на воду!(садятся на ковер и «гребут») Каюта капитана! (подбегают к капитану) Полундра! (собираются в безопасном месте – круг на ковре).

— Садитесь на места. Все ли выполняли команды капитана? Что больше понравилось: выполнять команды или быть капитаном?

— Каким должен быть капитан? (смелым, отважным, сильным, умным)

— Может кто-то из вас захотел стать капитаном? Готовы ли пройти испытания?

8. Игра «Зверь лохматый под кроватью»

Испытание первое.

— Кто из вас самый смелый? Подойди ко мне. Ты будешь играть зверя лохматого. Все отвернулись, честно не подглядываем.

(на ученика накидывается специальная накидка, он забирается под стол, накрытый покрывалом)

— Повернулись все ко мне. Надо подойти, просунуть руку под кровать, нащупать лохматого зверя и громко сказать: «Я тебя нашел!». После этого вернуться на место.

(дети поочередно выполняют задание)

— Зверь лохматый, выходи! Это оказывается наш Миша!(снять накидку)

— Кому было страшно просовывать руку под кровать? Может быть, и было немного боязно, но вы все справились! Молодцы!

9. Игра «Морская качка»

Испытание второе.

— Один из вас встает на покрывало. Он — капитан. Покрывало -корабль. Капитан любит свой корабль и доверяет своим матросам.

(Матросы берутся за углы покрывала. По команде капитана «Полный вперед!» матросы начинают поднимать покрывало. Задача капитана устоять. В конце он дает команду: «Стоп, машина!» Корабль опускается. Все аплодируют капитану и кричат «Ура смелому капитану!».

(каждый из участников должен пройти испытание)

Обсуждение.

— Кому понравилось быть на корабле? Что чувствовали?

Приложите руку к сердцу, послушайте, как оно бьется. Это сердце смелого человека.

В. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

— Сегодня вы показали себя смелыми, уверенными в себе. Может быть, действительно, кто-то из вас станет моряком. На память о нашем занятии я хочу подарить вам эти кораблики.

2. Ритуал прощания.

Выход из кабинета под песню «Бескозырка белая».

07.12.16Педагог-психолог Мищук Л.А.