Формирование семантических полей – одно из направлений развития устной и письменной речи

Формирование семантических полей – одно из направлений развития устной и письменной речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Особенности словарного запаса детей с интеллектуальными нарушениями

Словарный запас, которым располагают умственно отсталые дети, весьма ограничен. У них образуется «дежурный» словарь, которым они пользуются заменяя слова одним словом (такие действия, как «отрезал», «приклеил», «слепил», «прибил», «привинтил», употребляют одно и тоже слово- «сделал». Не используют глагольных приставок, обозначающих направление движения(«пришел», «перешел», «зашел», «отошел», «ушел»), заменяя эти слова глаголом с нейтральным значением «шел», и т.п.)

Скудность словаря создает трудности при общении умственно отсталого ребенка с окружающими его людьми: возникают сложности в понимании обращенной к нему речи и в построении собственных высказываний. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения у умственно отсталого ребенка является семантический дефект, страдает весь процесс смыслового восприятия речи.

Организация семантических полей у детейимеет специфические особенности, основными из которых являются следующие:

Ассоциации у детей с речевой патологией носят немотивированный, случайный характер;

Наиболее трудным звеном формирования семантических является выделение центра (ядра) семантического поля и его структурная организация;

Наблюдается малый объем семантического поля, что проявляется в ограниченном количестве смысловых связей. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии.

Латентный период реакции на слово-стимул у детей с речевыми нарушениями гораздо длительнее, чем в норме: у детей с нормальным речевым развитием — до 10 сек, у детей с речевой патологией — до 40 сек.

Что такое семантический дефект?

Семантика – это смысловая сторона слова, значение слова, знак.

Комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова, называется «семантическим полем» (А. Р. Лурия).

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей.

Семантический дефект – неспособность (или затруднения) понимать сложные логико-грамматические стороны речи. Коммуникативный барьер — язык воспринимается как незнакомый.

Нарушение познавательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые дети с трудом овладевают сложными по семантике словами (абстрактными, обобщенными) и грамматическими формами (например, сложноподчиненными предложениями с придаточными цели, причины и др.).

Почему этот вопрос стал актуальным?

«Грамотное написание, очевидно, определяется не только знанием правила. Оно подготавливается еще задолго до его прохождения опытом устного общения и обобщениями, возникающими в этом опыте. Нормально говорящий ребенок практически овладевает морфологическим анализом, составляющим предпосылку правописания. Он знает из опыта услышанных и произносимых им самим слов, что слово «гриб» имеет в качестве своеобразного фона и слова: грибы, грибами, грибок и т.п. В процессе школьного обучения правило оформляет его практические сведения, превращает их в осознанное знание, становится справочником, руководящим положением для разнообразных случаев. Но для того чтобы правило сыграло эту роль оно должно быть понято ребенком, должно опираться на некоторый уровень его практических знаний. Иначе оно не может быть усвоено или его усвоение остается формальным.

Для того чтобы понять причину большого количества орфографических ошибок на безударные гласные, на правописание звонких и глухих согласных необходимо обратится к факту недоразвития лексического запаса у детей. Бедность и статичность словарного запаса проявляется, в частности, в затруднениях при подборе родственных слов, в нахождении определенных словоформ. Правила же предполагают умение учащихся подыскивать проверочные слова так, чтобы ударение падало на сомнительную гласную или так, чтобы сомнительная согласная оказалась перед гласным звуком.

Чтобы подобрать проверочное слово надо обладать достаточным запасом слов, понимание этих слов должно достигнуть определенного уровня обобщения. Ребенок должен уметь подмечать сходство значений однокоренных слов. Но он оказывается неподготовленным к довольно сложной деятельности, какой является подбор однокоренных слов, операция затруднена из-за ограниченности словарного запаса. (Р.Е. Левина).

«Семантическое поле»
состоит из ядра, которое окружает периферия — концерны.
Ядерное слово – это образ, понятие


З.А. Репина представляетсемантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ключевое слово называют ядерными (ядро), а ассоциации реактивными словами.
В структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий и формообразующий. Взаимоотношения которых можно представить как отношения хозяина и слуги.

Концерны:
Слой смыслонаполняющий: родственные слова, антонимы, синонимы, пословицы, поговорки, загадки, предложения.
Слой формообразующий: предметный (существительные, местоимения), действенный (глаголы, деепричастия), признаковые (прилагательные, наречия, причастия)

Структура семантического поля выглядит следующим образом

По мере развития мышления и речи ребенка его словарь обогащается, систематизируется, становится более упорядоченным.

Слова группируются в функциональные образования, внутри которых происходит распределение лексики.

По мнению Л. С. Выготского, в процессе развития ребенка и само слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей. А. Р. Лурия также отмечал, что слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему.

Таким образом, у ребенка актуализируется целый комплекс ассоциаций вокруг одного слова, т. е. формируется семантическое поле. Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Но ребенок не способен сразу смоделировать объемное семантическое поле. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с

Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Игры с ядерными словами

Задача ядерных игр – согласование звучащей формы и его содержания.

Сюда входят логические игры (поиск истоков словообразования: земляника – к земле никнет. Наполнение смыслом звукового состава слова в соответствии с его содержанием (по ассоциациям детей). В слове ЖУКзвук [ж] – жужжит при взлете, звук [у] – гудит в полете; звук [к] – хлопок крыльев, жук сел на ветку.

Повторы с обыгрыванием:

— игры с кулачками: дети должны бросить слово в кулачок, отпустить в любом направлении, опять поймать в кулачок, поднести кулачок со словом к ушку, одновременно проговаривая данное слово;

— формирование телесности слова. Дети произносят строку из слов, в то же время проводя мелом линию на доске или карандашом в тетради.

— закручивание слова по спирали, изображаемой рукой

Значение и роль приставок

Играет словообразовательную роль: автор и со-автор

Образует вид у глаголов (совершенный /несовершенный): шел и при-шел

Образует антонимы: за-шел и вы-шел

Изменяет значение слова: до-делать, пере-делать, вы-делать.


Механизмы реализации программы «Словарик»
Коррекционная логопедическая работа строится с учетом определенного строгого алгоритма действия:

Первый этап – подготовительный

Цель: развивать понимание значений слов детьми.

Блок 1. Развитие понимания различных значений слов.

Блок 2.Уточнение понятий «слово», «действие», «признак»,

«предложение»,«слова-друзья», «слова-враги» и т.д.

Игры, игровые упражнения, задания:
на развитие
понимания значений слов
на развитие лексико-семантических ассоциаций на формирование семантических полей на развитие антонимии и синонимии
1. Измеряй-ка
2. Кто внимательнее?
3. Кто скорее?
4. Запоминай-ка
5. Сделай-ка
6. Классификация предметов по картинкам
7. Что растет в огороде?
8. За покупками в магазин
9. Кому что отдать?
10. Собери семью
11. Общее слово
12. Отвечай быстро
13. Будь внимателен
14. Назови форму
15. Повторяй-ка
16.Кто? Что?
и т.д.
1. Кто? Что?
2. Сравнение
3. Угадай-ка
5. Назвать слово как можно быстрее
6. Расположи по порядку
7. Придумай, о чем может идти речь?
8. Подбери слово
9. Подбирай-ка
10. Отгадай-ка
и т.д.
1. Назови лишнее слово
2. Разложи картинки по сходству
3. Какая? Какой? Какое?
4. Подбери слово
5. Что растет в огороде?
6. Что я вижу?
7. Выделить из серии слов
8. Отгадай-ка
9. Отгадывание предмета по названию его частей
10. Что общего?
11. Описалочка
12. Отгадай животных
14. Наведи порядок
и т.д.
1. Слова-приятели
2. Скажи по-другому
3. Слова-неприятели
4. Сравни наоборот
5. Слова-друзья
6. Слова-враги
7. Сравни
8. Наоборот
и т.д.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психофизической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи, а также с учетом общедидактических принципов:

Выводы

Овладение словарем является важным условием познавательного развития ребенка, формирования, накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления.

При правильной организации коррекционной работы развитый словарный запас может стать той основой, на которой возможно формирование таких важных и сложных форм умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение и обобщение различных явлений, предметов и понятий. А также способствует развитию мышления и способностей ребенка .