Использование технологий функционального биоуправления с биологической обратной связью

В настоящее время здоровье человека находится на первом плане многих государственных программ. На многих конференциях рассматривается адаптация, социализация человека, а так же коррекция и оптимизация данных состояний.

Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения — здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия.
Как фактор первостепенной важности выделяется здоровое развитие ребенка.

Дети с умственной отсталостью изначально имеют нарушение здоровья. Среди них регистрируется большое количество детей с нарушениями письма, чтения, внимания, задержками речевого развития, расстройством эмоционально-волевой сферы, с гиперактивностью, а так же другими поведенческими отклонениями. Данные нарушения негативно влияют на развитие ребенка, на общение, на усвоение учебной программы. Такие дети могут входить в группу риска по дезадаптации, алкоголизму и наркотизации.

Преодолению выявленных проблем могут помочь технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью.

Биологическая обратная связь – это принцип, лежащий в основе организации самоуправления физиологическими функциями живого организма. Суть принципа биологической обратной связи отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая сложнейший уровень деятельности центральной нервной системы, реализующий волевой контроль поведения.

Биоуправление – это обучение человека новой для него деятельности, новым навыкам. Её специфичность состоит в том, что обучаются системы организма, произвольно не контролируемые, и осуществляется это при помощи специализированных средств. Среди них можно назвать программные комплексы, которыми в настоящее время оснащен кабинет психолога: НПФ «Амалтея» «Волна», «Лего Комфорт», развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Буквы. Цифры. Цвет», аппаратно-программный комплекс «VedaPulse oximeter».

Развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Буквы. Цифры. Цвет» содержит интерактивные игры, направленные на развитие моторных и когнитивных способностей ребенка. Предлагаемые игры не носят соревновательного характера, обеспечивая безопасное игровое пространство. Можно выбрать игру, наилучшим образом соответствующую способностям и возможностям игрока в целях улучшения конкретных навыков.

Все игры разделены на три тематические группы: Цифры, Буквы, Цвет. В каждой группе по пять игр, расположенных с учетом их сложности. Для передвижения по играм и собственно игры используются шарики-перчатки разного цвета (синий, красный, зеленый).

В игре «Знакомство с цифрами» ребенок, двигая руками, оставляет на экране шлейф из цифр. Движениями рук можно создавать условный рисунок и выполнять инструкции взрослого (назови цифры, нарисуй круг и т.д.). Аналогично можно играть в «Знакомство с буквами», «Знакомство с цветами», оставляя шлейф из разноцветных пятен и букв.

В играх второго уровня сложности («Посчитай на английском», «Английские буквы», «Мольберт») отрабатывается общая координация и сохранение статической позы (положения рук/руки). Задания выполняются отдельно правой или левой рукой или двумя руками одновременно. Ребенок повторяет названия цифр, букв, цветов, что закрепляет знания, полученные на уроках.

Игры следующего уровня («Посчитай на русском», «Предметы», «Английские буквы») тренируют координацию при наведении и удержании положения рук и отрабатывают навыки счета, знание цветов и названий предметов.

Относительно сложными являются игры «Мозаика», «Мыльные пузыри», «Воздушные шары», «Найди пару», «Пейнтбол», «Палитра». Это игры на сложную динамическую координацию движения с заданием на внимание и узнавание цифр, цветов и букв. Игра «Найди пару» является сложной многофункциональной игрой, которая направлена на развитие способности к сосредоточению, на тренировку внимания, памяти, двигательной и статической координации.
Данные игры с большим успехом используются в работе с учащимися начальной школы.

В работе с учащимися среднего и старшего звена используется кардиотренажер на основе биоуправления программного комплекса «ВедаПульс», который дает возможность отследить уровень жизненных сил испытуемого, уровень напряжения в сердце, величину мобилизации жизненных сил и скорость износа сердца на текущий момент. Для учащихся
обследование представлено в виде игры. На экране находится бутон цветка, который необходимо раскрыть. При росте внутреннего напряжения происходит сворачивание цветка в бутон, а при релаксации происходит его распускание. Чем больше удастся распустить цветков, тем лучше. В верхней части экрана есть счетчик выращенных цветков.
Не меньшей популярностью пользуется игра «Велогонки».

Задачей игрового биоуправления является достижение максимального расслабления и снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС). При увеличении ЧСС скорость движения уменьшается (лидирует соперник), а при снижении ЧСС скорость увеличивается (лидирует игрок). При уменьшении ЧСС игрок лидирует, а при увеличении ЧСС в лидеры выбивается соперник.

Контроль и психопрофилактика расстройств в психоволевой сфере не менее важны и для педагогов, так как именно профессиональная деятельность часто становится тем фактором, который предрасполагает к развитию этих расстройств, нанося значительный вред здоровью человека. Деятельность педагога связана с работой в условиях дефицита времени, высокой ответственности и большой загруженности. Умение оптимизировать психофизиологическое состояние позволяет не только поддерживать высокий уровень работоспособности, но и предотвращать неблагоприятное воздействие избыточных психоэмоциональных нагрузок на организм. Программа «ВедаПульс» может обеспечить контроль за психофизическим состоянием и процесс психологической разгрузки, восстановления.

На очереди использование программно-индикаторного устройства модели «Микарт-М», которое работает с программным обеспечением «Комфорт». Данная программа предназначена для обучения навыкам регуляции по физиологическим параметрам: пульс, дыхание, периферическая температура, мышечный тонус — по методу биологической обратной связи. Тренирующийся человек имеет редкую возможность увидеть или услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма, а кроме того, в режиме реального времени отследить, какие изменения происходят в процессе выработки навыка саморегуляции.
В момент тренировки происходит сопоставление телесных ощущений и информации об этих ощущениях.
Следует отметить техническую и физиологическую безопасность данного метода коррекции.

Метод позволяет использовать те внутренние механизмы адаптации организма, которые в условиях жизни оказываются подавленными или нарушенными. Их восстановление позволяет снизить энергетические затраты организма и оптимизировать состояние.

Обучение данному методу, сравнительно, краткосрочно и охватывает 8 занятий. Навык закрепляется на уровне памяти тела, что обеспечивает длительное хранение в памяти. Через приобретение навыков саморегуляции формируются новые связи, при этом улучшается восприятие и понимание внутренних взаимосвязей физиологических и психических процессов.
Группа формируется из учащихся, имеющих проблемы с саморегуляцией, мышечным расслаблением, с повышенной тревожностью, раздражительностью, учащихся, переживающих период адаптации.

Таким образом, использование технологий функционального биоуправления с биологической обратной связью в работе с детьми с легкой умственной отсталостью поможет преодолению существующих проблем и сделает работу более эффективной и интересной для учащихся.

24.12.2018 Педагог-психолог Л.А.Мищук