Буква ь на конце и в середине слова

Конспект урока русского языка в 3 классе коррекционной школыпо теме: «Буква ь на конце и в середине слова»

Подготовила: Менухова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории, 2018г.


Цель: создание условий для закрепления, коррекции и развития обучающихся по теме урока.
Задачи:
1. Закреплять знания о роли ь в словах, развивать умения различать на слух место ь в слове и обозначать мягкость согласных с помощью ь.
2. Развивать устную и письменнуюречь обучающихся, устойчивоевнимания, расширятьсловарныйзапас, умение выполнять инструкции учителя.
3. Воспитание самостоятельности, интереса к учебе и предмету путем проведения игровых моментов по содержанию темы урока.
Оборудование: Карточки с словами, елочки для минутки чистописания, ель со словарными словами, опорные схемы, иллюстрации к словам, конверты с письмами для детей.
Ход урока

Этапы
урока
Содержание урока Примечание
Орган. момент — Поприветствуем гостей как ученики. Садимся на место.
Минутка чистописания
(ввод в тему урока)
— На доске буквы. Прочитайте и определите, какая буква лишняя и почему? (ь не обозначает звуков) — На столах у вас ёлочки. Мы их украсим гирляндами, но не из шаров, а из буквы ь.
— Прочитайте слово внизу. Какой согласный звук слышим? Почему он мягкий?
— Какую роль выполняет ь в словах?
— Прочитаем наизусть стихотворение про ь.
ь – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится

— Что знаем, о буквах на доске? (они гласные, обозначают мягкость согласных звуков)
— Что объединяет ь с гласными второго ряда?
— Отложите елочки на край стола, они нам понадобятся в конце урока.
На доске ЯЕЁЮЬИ

На елочках в строчках прописать букву ь и слова ель

Возвращаем ь к гласным буквам

Словарная работа — Какие слова спрятала ель? (Мебель, портфель, картофель, метель) — Что общего у всех слов? (они заканчиваются на ь, согласные мягкие). На доске елочка, на которой слова без окончания. Надо дополнить до целого с помощью слова ель. Называем слова, определяем значения, записываем в тетрадь, ставим ударение, определяем опасную гласную
Закрепление изученного материала — Какое время года сейчас?
— Какое слово имеет отношение к этому времени года? (метель)
— Составим предложение с этим словом.
Работа с предложением.
— Всегда ли ь знак бывает на конце слов?
— У меня в руках две схемы. Подберите к каждому слову с ь свою схему.
Комментированное письмо предложения на доске За окном сильная метель.

Опорные схемы крепятся на доске


Работа по учебнику.
— Откроем учебники, найдем упражнение. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Что обозначает ь в словах?
В стихотворении слова выделены жирным шрифтом, их мы должны распределить в 2 столбика. В 1 столбик слова к первой схеме, а во 2 ко второй (разбираем схемы). кроватьпальто
голубьписьмо
январьмыльница
с. 92 упр. 13

Работа у доски и в тетрадях

Физминутка Игра на внимание.
Хлопок внизу, если в слове ь в конце, если в середине – хлопок перед собой.
уголь, школьник, кольцо, банька, мель, сухарь, сосулька, коньки
Закрепление
изученного материала
— ь имеет волшебную силу, он умеет превращать одни слова в другие.
— Что такое ПОЛКА? Превратите полку в танец.
— Кто такая ГАЛКА? Превратите птицу в мелкие камешки.
— Что изменилось в слове? (был твердым, стал мягким, потому что после него поставили ь)

— Ребята, сегодня к вам пришли письма. Я вам раздам конверты, достаньте письмо, попробуйте прочитать его.
— К кому обращаются в письме? Кто пишет его? Понятен ли смысл письма.
— Исправьте ошибки в письме.
(зачитываем и проверяем)
— Будьте внимательны, когда будете писать письмо Деду Морозу, не допускайте ошибок.


Дополнит. задание:- В словах сдуло буквы и сейчас они ничего не обозначают. Помогите вернуть их на место.

ПОЛКА – ПОЛЬКА
ГАЛКА – ГАЛЬКА
запись в тетрадь

Сопровождаем комментированием и выделением орфограммы

Конверты, внутри письма с ошибками

Мама!
Я вымыл пол и вытер пыл. Купил сол и рис. Вернус в сем часов. Игор.

Гу…ьголу…ьшме…ьпис… мооле…ь

Вставляем буквы, записываем, появляются картинки

Итог урока

Рефлексия

— С какой буквой мы сегодня работали?
— Где может стоять ь?
— Какую роль он выполняет в словах? Если вам было интересно, вы справлялись с заданиями, вам было несложно, то прикрепите свою елочку к нашей большой. И у нас будет целый еловый лес, ельник.

С помощью учителя дети крепят свои елочки.

Домашнее задание Прочитать и разобрать задание коллективно Стр. 92 упр. 14