Буква ь на конце и в середине слова
Конспект урока русского языка в 3 классе коррекционной школыпо теме: «Буква ь на конце и в середине слова»
Подготовила: Менухова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов высшей категории, 2018г.
Цель: создание условий для закрепления, коррекции и развития обучающихся по теме урока.
Задачи:
1. Закреплять знания о роли ь в словах, развивать умения различать на слух место ь в слове и обозначать мягкость согласных с помощью ь.
2. Развивать устную и письменнуюречь обучающихся, устойчивоевнимания, расширятьсловарныйзапас, умение выполнять инструкции учителя.
3. Воспитание самостоятельности, интереса к учебе и предмету путем проведения игровых моментов по содержанию темы урока.
Оборудование: Карточки с словами, елочки для минутки чистописания, ель со словарными словами, опорные схемы, иллюстрации к словам, конверты с письмами для детей.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока | Примечание |
Орган. момент | — Поприветствуем гостей как ученики. Садимся на место. | |
Минутка чистописания (ввод в тему урока) | — На доске буквы. Прочитайте и определите, какая буква лишняя и почему? (ь не обозначает звуков) — На столах у вас ёлочки. Мы их украсим гирляндами, но не из шаров, а из буквы ь. — Прочитайте слово внизу. Какой согласный звук слышим? Почему он мягкий? — Какую роль выполняет ь в словах? — Прочитаем наизусть стихотворение про ь. ь – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится. Но в слово часто просится — Что знаем, о буквах на доске? (они гласные, обозначают мягкость согласных звуков) — Что объединяет ь с гласными второго ряда? — Отложите елочки на край стола, они нам понадобятся в конце урока. | На доске ЯЕЁЮЬИ На елочках в строчках прописать букву ь и слова ель Возвращаем ь к гласным буквам |
Словарная работа | — Какие слова спрятала ель? (Мебель, портфель, картофель, метель) — Что общего у всех слов? (они заканчиваются на ь, согласные мягкие). | На доске елочка, на которой слова без окончания. Надо дополнить до целого с помощью слова ель. Называем слова, определяем значения, записываем в тетрадь, ставим ударение, определяем опасную гласную |
Закрепление изученного материала | — Какое время года сейчас? — Какое слово имеет отношение к этому времени года? (метель) — Составим предложение с этим словом. Работа с предложением. — Всегда ли ь знак бывает на конце слов? — У меня в руках две схемы. Подберите к каждому слову с ь свою схему. | Комментированное письмо предложения на доске За окном сильная метель. Опорные схемы крепятся на доске |
Работа по учебнику. — Откроем учебники, найдем упражнение. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Что обозначает ь в словах? В стихотворении слова выделены жирным шрифтом, их мы должны распределить в 2 столбика. В 1 столбик слова к первой схеме, а во 2 ко второй (разбираем схемы). кроватьпальто голубьписьмо январьмыльница | с. 92 упр. 13 Работа у доски и в тетрадях | |
Физминутка | Игра на внимание. Хлопок внизу, если в слове ь в конце, если в середине – хлопок перед собой. | уголь, школьник, кольцо, банька, мель, сухарь, сосулька, коньки |
Закрепление изученного материала | — ь имеет волшебную силу, он умеет превращать одни слова в другие. — Что такое ПОЛКА? Превратите полку в танец. — Кто такая ГАЛКА? Превратите птицу в мелкие камешки. — Что изменилось в слове? (был твердым, стал мягким, потому что после него поставили ь) — Ребята, сегодня к вам пришли письма. Я вам раздам конверты, достаньте письмо, попробуйте прочитать его.
| ПОЛКА – ПОЛЬКА ГАЛКА – ГАЛЬКА запись в тетрадь Сопровождаем комментированием и выделением орфограммы Конверты, внутри письма с ошибками Мама! Гу…ьголу…ьшме…ьпис… мооле…ь Вставляем буквы, записываем, появляются картинки |
Итог урока Рефлексия | — С какой буквой мы сегодня работали? — Где может стоять ь? — Какую роль он выполняет в словах? Если вам было интересно, вы справлялись с заданиями, вам было несложно, то прикрепите свою елочку к нашей большой. И у нас будет целый еловый лес, ельник. | С помощью учителя дети крепят свои елочки. |
Домашнее задание | Прочитать и разобрать задание коллективно | Стр. 92 упр. 14 |