Рука развивает мозг

Рука развивает мозг

(Читая доктора педагогических наук Любину Г.А.)

Целевая аудитория: педагоги и родители.

Наши далекие предки вольно или невольно заботились о развитии рук своих детей. Натуральное хозяйство требовало труда от всех членов семьи, включая самых маленьких. Онинянчили младших, кормили, мыли их, воспитывали.

Бабушки и мамы заговаривали детские руки от всяческих напастей, перебирая пальчики и произнося «магические» слова. Они и до нас дошли, как считалочки, как «пальцевые игры», типа «Сороки-белобоки».

В народе издревле белоручек не одобряли, детей стремились научить всем посильным умениям и замечали, чем больше навыков ручной работы осваивает малыш, тем смышленей он становится. И в наши дни одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. «Путь к умной, светлой головке лежит через руки».
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований сделают вывод об особенностях центральной нервной системы. И если когда-то подобные выводы базировались просто на опыте врачей и педагогов, то теперь взаимосвязь мозга и руки – аксиома, подтвержденная точнейшими датчиками специальных приборов.

Кожа рук ребенка содержит примерно в каждом квадратном сантиметре до 100 нервных окончаний. Развивать их – главная задача педагогов и родителей.
Самый простой способ развития мелкой моторики – это трудотерапия: вязание, вышивание, плетение, гончарное дело, лепка из глины, раскрашивание тканей, живопись, рисование. Можно предложить ребенку работу с тестом, занятия с песком и водой, землей, ухаживание за растениями, домашними животными.

Еще одно важно направление массаж. Сначала можно разминать руки, начиная от большого пальца и до мизинца. Сначала растирая подушечку, затем медленно поднимаясь к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

Кроме того, обязательно стоит массировать ладошки. Причем не только руками, но и стеклянными шариками, грецкими орехами: «Смотри, не бьются, не ломаются, а только кувыркаются». Их же можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами, стрелять на дальность и ловкость. Еще один инструмент – шестигранный карандаш, катая который ребенок стимулирует нервные окончания. Кроме того, хорошим массажером являются четки. Перебирая их, ребенок развивает пальчики, успокаивает нервы, учится счету.
Ну и, наконец, самая важная часть развивающих игр касается пальчиковой гимнастики.

Можно сшить пальчиковые куклы, оживлять которые дети должны сами. Куклами можно играть в футбол, показывать сценки из театра. Опять же очень хороши куклы – марионетки.
Если это слишком сложно для ребенка, можно начать с самого простого упражнения для рук: показать детям, как большой палец здоровается со всеми остальными.

«Большой палец прикасается к Указательному и спрашивает: «Тебя как зовут?». Указательный гордо отвечает: «Меня зовут Указательный!». «А Фамилия у тебя есть?» — спрашивает Большой. «Моя фамилия – это наша общая фамилия (произносит фамилию малыша)».

Далее большой палец обращается по порядку ко всем остальным. Заключает диалог Мизинец: «Я младший брат – Мизинец. Моя фамилия…».

В общем-то сделать игрушку можно из всего, что естьпод рукой. Главное, оживить ее речью, действиями, движениями.

Игры с песком

Играть с песком дети начинают с самого детства. Но лучше это делать не в песочнице, а на речке или на море. Ребенка можно научить делать самомассаж рук, то есть погружать их глубоко в чистый просеянный песок, перетирать его между ладоней, сжимать, „просеивать“ сквозь пальцы.

Проводятся упражнения на развитие пальцевой моторики: пальчики «гуляют» по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, «играют на пианино».

Дети с удовольствием оставляют различные следы на влажном песке: отпечатки рук, ног, следов от обуви. Можно попросить ребенка поставить ладонь на ребро и удерживать ее так. Песок при этом помогает ровно держать ладони тем детям, которые испытывают затруднения.

Судовольствиемребенок будет рисовать пальцем на песке геометрические фигуры. Доказано, что это самый простой способ выучить названия форм (круг, квадрат, треугольник), их величину (большой, маленький средний). Обязательно следует обучать детей проговаривать свои ощущения: „Мне нравится погружать свои руки в этот песок. Я чувствую тепло песка. Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно“.
Можно поиграть в „сыщиков“ — найти спрятанные в песке вещи, построить лабиринты, колодцы. Дети любят играть в „секретики“, когда игрушку закапывают поглубже, а место отмечаютветочкой, палочкой, камушком. Кроме того на песке можно построить целый город. Песок можно взвешивать, продавать, лепить из него „угощения“, раскладывать в кульки и пакеты, перевозить, формовать.

Так рука умнеет „не по дням, а по часам“, если взрослые правильно к ребенку относятся», — уверена автор книги «Рука развивает мозг» Галина Алексеевна Любина.

Приложение:

ТЕСТ НА РАЗВИТИЕ РУК

Нормой считается, если ребенок может скопировать:

– В два года вертикальную линию определенной длины
– В 2,5 года – горизонтальную линию
– В 3 года – круг
– В 4 года – пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношения штрихов
– В 5 лет – квадрат
– В 5,5 лет – треугольник
– В 6 лет – простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции.

21.05.2019