Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребенка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть причиной его неуспеваемости в школе.
Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребенок должен слышать только грамматически правильную речь в своем окружении.
Первый образец речи для ребенка — это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребенка. Семья — первая школа.
Без помощи родителей ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова — это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.
Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребенком, используя слова – заменители, такие как ням-ням (кушать), мяу (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребенка.
При появлении речи у ребенка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребенок, подражая вашей речи, научится говорить правильно.
Следите за появлением и развитием речи вашего ребенка, начиная с лепета и появления первых слов. При задержке речевого развития у ребенка обращайтесь к специалистам.
Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребенка. Неторопливая, четкая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребенка.
Не перегружайте ребенка речевым материалом. При чтении объясняйте ребенку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст вашего ребенка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.
Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.