Логопедическая работа

Логопедическая работа

Детей надо учить так, как если бы вы их не учили,
а незнакомые вещи преподносить как забытые.
Дейл Карнеги

Логопедическое обучение является неотъемлемой частью педагогического процесса в школе -интернате.

Работа логопедов в школе-интернате осуществляется с 12 до 19 часов, во время которой проводятся индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия с детьми и консультации для родителей и педагогов школы.

Учителя- логопеды интерната в содружестве с врачами и методистами ЛФК обеспечивают планомерное, систематическое динамическое обследование речевых, речедвигательных и психических способностей детей, назначение их на занятия и организацию специальной коррекционной помощи детям с церебральными параличами… Нуждающиеся в логопедической помощи дети сложной структурой дефекта зачисляются в логопедические группы по сходным речевым дефектам. Учителя-логопеды составляют перспективные и календарно-тематические групповые и индивидуальные планы по речевой реабилитации учащихся.

Логопедическая работа с детьми, имеющими различные расстройства речи ( дизартрия, ринолалия, алалия, заикание, системное недоразвитие речи), позволяет в той или иной мере нормализовать, компенсировать, формировать речевые возможности детей. С первых до последних дней пребывания ребенка в школе ведется наблюдение за качеством речевого развития детей.

Коррекция речевых нарушений предусматривает развитие всех сторон речи: развитие семантической стороны речи; расширение словарного запаса; формирование грамматического строя речи и связного высказывания; развитие навыков общения и коммуникативных функций речи, занятия по развитию речи на уроках и внеурочное время способствуют формированию предложно-флективных отношений. Важное место отводится работе по коррекции звукопроизносительной стороны речи, формированию внятности, выразительности и темпа речи.
У учащихся школы-интерната отмечаются все известные формы дисграфии и дислексии, которые на протяжении всего их обучения, начиная со второго класса, требует постоянной коррекции дефекта.

Основными целями логопедического обучения детей в школе являются:

  1. Формирование полноценного речевого общения.
  2. Устранение или ослабление произносительных дефектов речиэ
  3. Развитие всех языковых систем (фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи и др.), подготавливающих необходимый фундамент для прохождения программного материала.

Эти цели реализуются проведением логопедических занятий по коррекции речевых нарушений индивидуальным, подгрупповым (20 мин.) и групповым (40 мин) методом.

Работа учителя-логопеда ведется в нескольких направлениях: это развитие общей и мелкой моторики, стимуляция работы артикуляционного аппарата, нормализация работы мимических мышц, борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями, коррекция звукопроизношения и просодики, развитие фонематических процессов и психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мышления).

Логопеды постоянно поддерживают тесный рабочий контакт с учителями и воспитателями, анализируя работы учащихся по русскому языку в рабочих и контрольных тетрадях. Ежедневные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями и учетом методов и приемов обучения родному языку. Логопеды школы активно участвуют в подготовке и проведении внутришкольных праздников, организовывают и проводят окружные семинары и мастер-классы. В своей работе учителя-логопеды используют передовые компьютерные технологии.

  • Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед — специалист, исправляющий нарушения речи (полную версию статью можно скачать здесь).