Ручная и пальцевая моторика

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений являются разнообразные нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия), которые нередко затрудняют овладениеправильным грамотным письмом, являются наи­более частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учеб­ной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении.

Так, дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:

  • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации и антипации;
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных и служебных слов, смешение элементов слов, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;
  • нарушение или отсутствие границ предложений;
  • нарушение количественного и качественного состава предложения.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. У детей с данной формой дисграфии встречаются следующие замены или смешения букв на письме:

  • звонкие – глухие согласные (Б -П, Д – Т и т.д.);
  • лабиализованные гласные (О – У, Ё – Ю);
  • соноры (Л, М, Н, Р, Й);
  • свистящие и шипящие (С – Ш, З – Ж, СЬ – Щ);
  • аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч – Щ, Ч – Ц, Ч – ТЬ, Ц – Т, С – Ц, Ч – Ш, Ц – ТС).

При артикуляторно-акустической дисграфии нарушены ассоциативные связи между зрением и слухом. Происходит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа. На письме учащиеся заменяют, пропускают буквы, соответствующие заменам и пропускам звуков устной речи дажепосле того, как устранены неправильное звукопроизношениев устной речи.

При оптической дисграфии отдельные буквы не узнаются детьми, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Происходит смешение следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к. Элементы букв пишутся справа налево, зеркальное письмо

При моторной дисграфии нарушены связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами. Происходит искажение написания образа букв, слов с их звуковыми и зрительными образами. Возникают трудности движения руки во время письма.

При аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме:

  • неправильное употребление падежных окончаний (даже в простых падежных формах);
  • замены формы единственного числа имен существительных формой множественного числа и наоборот;
  • ошибки согласованияимен существительных с именами прилагательными в роде, падеже, числе;
  • ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях;
  • пропуски и замены предлогов.

Дисграфия и дислексия в коррекционных общеобразовательных учреждениях VIII вида являются распространенными формами речевой патологии и проявляются у умственно отсталых школьников чаще в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм.

В основу содержания методической разработки было положено современное понимание проблемы умственной отсталости различного генеза. Учитывались результаты исследований, посвященных изучению формирования письменной речи в детском возрасте (А. Н. Гвоздев, 1961), а так же данные об этиологии, симптоматике, механизмах и видах дисграфии и дислексии у различных категорий аномальных детей (А. Н. Корнев, 1997; Р. И. Лалаева, 2001; Л. С. Цветкова, 1985; С. Я. Рубинштейн ,1979; Е. Ф. Соботович, 1997).

Полную версию статьи можно скачать здесь