Логопедические пятиминутки в школе для первоклассников с интеллектуальными нарушениями

Логопедическая пятиминутка – комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. В логоминутку могут входить упражнения и игры для коррекции:

  • фонетико-фонематических нарушений;
  • нарушений просодики;
  • нарушений лексико-грамматического компонента русского языка;
  • расстройств артикуляционной моторики.

Комплексы логопедических пятиминуток адресованы учителям – логопедам, учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, родителям.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования; третьи — выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в развитии устной речи, создаёт серьезные препятствия при обучении детей грамотному письму и правильному чтению и не может, не оказывать определенного влияния на формирование различных видов речевой деятельности.Поэтому комплексы логопедических пятиминуток должны включать разнообразные виды логопедических упражнений для коррекции речи.

Тематическая организация материала позволяет учителям начальных классов без особых проблем найти методический материал по логопедии применительно к конкретной теме урока.

Структура логопедической пятиминутки

  • Психологический настрой на проведение пятиминутки.
  • Формирование мотивации исправления речевых недостатков.
  • Объявление темы логопедической минутки.
  • Выполнение упражнений.

Психологический настрой направлен на установление контакта с детьми, привлечение их внимания. Зачастую на данном этапе логопедической пятиминутки достаточно добиться, чтобы все обучающиеся начали внимательно слушать педагога. В методической копилке каждого педагога имеется множество практических приёмов, которые можно с успехом использовать на данном этапе.

На этапе формирования мотивации исправления речевых недостатков необходимо ободрить детей, высказав мнение, что у них обязательно всё получится, если выполнять специальные упражнения.

Далее педагог объявляет тему логопедической пятиминутки. На этапе выполнения упражнений взрослый сначала рассказывает о предстоящем упражнении, по возможности используя игровые приемы, а затем показывает выполнение упражнения.

Далее упражнение делают школьники, а педагог контролирует качество выполняемых ребенком упражнений. На данном этапе важно отметить любые, даже самые минимальныеуспехи ребёнка.

Логопедические пятиминутки в представляет дополнительный материал, который педагоги могут использовать для организации логокоррекционной работы с младшими школьниками на уроках, в течение коррекционного часа во внеурочное время и физминутках.

Каждый комплекс является тематическим и направлен на коррекцию определённых нарушений речи: на снятие мышечных зажимов, формирование плавного длительного выдоха, укрепление и выработку подвижности губ и языка, развитие голоса, фонематического слуховосприятия. Однако, большая часть логопедического материала, содержит упражнения и игры для коррекции фонетико — фонематического недоразвития речи и произношения наиболее сложных звуков. На логоминутку учитель может потратить на уроке не более 5 минут. (Полную версию статьи можно скачать здесь)